Концепция развития системы государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития системы государственного контроля качества,

эффективности и безопасности лекарственных средств

(Система качества фармацевтических продуктов)


 

1. Введение


 

         В соответствии с принятыми в международной практике понятиями: «Система качества фармацевтических продуктов» - это комплекс мер по обеспечению эффективности и безопасности фармацевтических продуктов, а также их соответствия официальным требованиям по показателям качества.

         Эта система включает:

         законодательство в области обращения фармацевтической продукции;

         стандартизацию в области качества лекарственных средств и методов их контроля;

         порядок лабораторных и клинических испытаний при создании лекарственных препаратов;

         порядок регистрации фармацевтических продуктов;

         систему научных центров и институтов;

         надзор и контроль за условиями производства лекарственных средств;

надзор и контроль за импортом, оптовой и розничной торговлей и этап лицензирования, как мера допуска к виду деятельности;

         систему контрольных лабораторий, независимых от производства;

         инспекторат (инспекция);

         специфические меры по обеспечению качества в сети распределения лекарств.

         Система регулирования отношений в сфере допуска и контроля лекарственных средств большинства развитых стран (Европа, США, Япония) представляет собой модель, базирующуюся на четырех основных элементах:

1.     Стандартизации в области контроля качества лекарственных средств (развитие института Фармакопеи).

2.     Системы надлежащих практик разработки, исследований, производства и продажи (GLP, GCP, GMP, GDP, GPP).

3.     Фармацевтической инспекции.

4.     Контроля за обращением продукции на рынке.

Основной акцент государственного регулирования и контроля в этих странах направлен на этапы надзора за разработкой лекарственного препарата, исследований клинической эффективности и безопасности, контроль за производством и допуска препарата на рынок в виде торговой лицензии. Надзор за качеством продукта, находящегося в обращении, осуществляется в рамках фармаконадзора, который представляет собой сбор информации об эффективности препарата и его побочных эффектах, а также контроля на стадии обращения (в розничной сети).

Важно отметить, что система контроля качества в этих странах выходит на принципиально новый уровень, который включает требования к качеству не только активных фармацевтических субстанций, но и требования к вспомогательным веществам. К примеру, Европейская Фармакопея содержит 1800 монографий к вспомогательным веществам и реактивам, используемых в производстве лекарственных средств.

В большинстве развитых стран Европы, США, Японии и др. функции по формированию и проведению политики в области обращения лекарственных средств (включая такие аспекты как контроль качества, контроль доклинических и клинических исследований, регистрация и выдача разрешений на выпуск лекарственных средств в обращение, мониторинг побочных эффектов) возложены на специальные надзорные организации (так называемые, Drug Regulation Agencies), такие как FDA в США, Lakemedelsverket в Швеции, DRA в Великобритании и др., являющиеся, по сути, фармацевтическим инспекторатом и действующие независимо от других государственных организаций. При этом в своей работе основной акцент делается на оценке условий производства лекарственных средств и надзоре за условиями производства в последующий период, когда препарат зарегистрирован и поставляется на рынок. Такая оценка обеспечивается государственным инспекторатом, имеющим соответствующую подготовку и полномочия по осуществлению инспекционной деятельности.

Помимо национальных фармацевтических инспекторатов, инспекционной деятельностью за производством лекарственных средств занимаются уполномоченные инспекторы международных организаций, таких как ВОЗ.

Для примера приведем бюджет в настоящее время самой крупной надзорной организации - Администрации США по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (FDA USA; Food and Drug Administration) (табл. 1).

Таблица 1

Бюджет Федеральной администрации по контролю за лекарственными средствами и продуктами питания (Food and Drug Administration, FDA) США (за 2007 год).

 

 

Расходы

$

Расходы на контрольно-надзорные функции (включая заработную плату):

 

Контроль пищевых продуктов

$449 687 000

Контроль лекарственных средств

$305 003 000

Контроль иммунобиологических препаратов

$150 582 000

Контроль ветеринарных лекарственных средств и кормов

$95 494 000

Контроль радиологических препаратов, изделий и обеспечение радиационной безопасности

$229 334 000

Национальный центр токсикологических исследований

$34 240 000

Другие сферы деятельности

$88 236 000

Расходы на переезд в новое здание

$25 552 000

Аренда

$162 271 000

Содержание зданий и оборудования

$4 950 000

Всего расходов

$1,545,349

Доходы

 

Федеральный бюджет США

$1 143 000 000 (73%)

Пошлина за исполнение государственных функций

$402 000 000 (27%)

По данным официального сайта FDA

 

 

Система государственного контроля в Российской Федерации представляет иную модель, в которой базисными элементами являются:

1.     Регулирование на этапе регистрации препаратов в виде экспертиз качества, эффективности и безопасности препарата, заявленных к регистрации.

2.      Контроль качества лекарственных средств в виде:

- предварительного контроля на этапе вывода лекарственных средств  на рынок (впервые производимые, впервые ввозимые);

- выборочного контроля (на этапе обращения на рынке).

3.     Лицензирование российских производителей лекарственных средств в соответствии с законодательными требованиями.

4.     Лицензирование фармацевтических дистрибьюторов (опт, розница).

Очевидно, что система государственного контроля в Российской Федерации смещена на контроль готового продукта, а не на этапы его создания и производства.

Кроме того, в систему государственного контроля не включен такой важный элемент, как стандартизация качества лекарственных средств, представленная институтом Государственной Фармакопеи и контроль условий его производства на этапе регистрации.   

 

 

 

2. Состояние дел в российской фармацевтической отрасли


 

В последние годы наблюдается динамический рост российского фармацевтического рынка. Темпы его развития в 2006 году были самыми высокими в мире. Анализ происходящих на рынке изменений показал, что рост рынка в денежном выражении обусловлен качественным развитием рынка, т.е. увеличение рынка вызвано не ростом потребления ЛС в упаковках, а смещением спроса в сторону более дорогих, т.е. качественных и более безопасных препаратов. За 2007 год цена за упаковку в госпитальном сегменте рынка выросла на 5,6%, а в аптечном сегменте - на 4,7%.

Структура рынка в соотношении присутствия препаратов отечественного и зарубежного производства в 2001 году составляла 40% к 60%, а в 2007 это соотношение составило уже 25% к 75%. Таким образом, присутствие на рынке препаратов зарубежного производства неуклонно повышается. 

Анализ выявленной в обращении недоброкачественной продукции показывает, что доля забракованных лекарственных средств отечественного производства превышает аналогичные показатели импортной продукции. При этом, несмотря на то, что доля продукции российского производства в объеме фармацевтического рынка постоянно снижается, количество выявляемого брака среди отечественных лекарственных средств остается на прежнем уровне, что свидетельствует о необходимости изменения порядка надзора за соблюдением правил производства и контроля качества лекарственных препаратов.

 
Оценка качества лекарственных средств на этапе регистрации выполняется на опытных (лабораторных) образцах, которые представляют компании-заявители для проведения фармацевтической экспертизы и утверждения нормативной документации. Однако, на этапе предварительного государственного контроля, проводимого на промышленных сериях продукта, выявляется брак, связанный с невоспроизводимостью аналитических методик или потерей заявленного при регистрации качества лекарственного препарата, связанной с масштабированием.

 

Показатели предварительного государственного контроля

за 2004-2007 гг..

Год

Количество серий ЛС

 

Забраковано серий ЛС

Доля брака,

 %

2004

1534

174

10,9

2005

2383

129

5,4

2006

2442

86

3,5

2007

2567

96

3,4

 

Система государственного контроля на этапе обращения лекарственных средств, представленная в виде выборочного контроля лекарственных средств, находящихся в обращении и осуществляется ежегодно в объеме около 5000 серий лекарственных средств, из них выборочному контролю подвергаются около 2000 серий, что составляет соответственно 2,5% и 1% от общего количества серий ежегодно поступающих в обращение на территорию Российской Федерации (около 200 тысяч серий). При этом необходимо отметить, что выборочному государственному контролю фактически подвергаются только лекарственные средства из двух секторов  фармацевтического рынка: лекарственные средства, отобранные со складов организаций-производителей, и препараты, отобранные со складов организаций-импортеров. В связи с отсутствием финансирования не проводится отбор препаратов из розничной торговли, несмотря на то, что именно в этом секторе происходит основной вброс на рынок фальсифицированных лекарственных препаратов

Очевидно, что выборочный контроль не может быть реализован в масштабе страны в полной мере по причине состояния испытательных лабораторий по контролю качества лекарственных средств. По оснащенности и кадровому потенциалу только 5% лабораторий (4 из 75) имеют техническую возможность осуществлять практически все виды экспертизы в рамках контроля качества лекарственных средств. Экспертиза качества медицинских иммунобиологических препаратов и препаратов крови в рамках государственного контроля осуществляется только в 2 лабораториях.

В определенной мере существует обеспокоенность, связанная с поступлением на рынок фальсифицированных препаратов, которые по степени подделки достигли высокого уровня.

Период

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество наименований

62

60

60

47

66

58

Количество серий

178

201

178

168

147

146

 

 В странах Европы и Азии для идентификации лекарственных средств на предмет выявления подделок широко применяются современные неразрушающие экспресс методы. Достаточное количество экспресс лабораторий, оснащенных мобильными установками, позволяют эффективно бороться с опасной продукцией.

Высокая прибыльность теневого рынка лекарственных средств, а также  развитие информационных технологий, не позволяют в будущем ожидать снижения объема фальсифицированных лекарственных средств. По данным экспертов ВОЗ доля фальсифицированных лекарственных средств составляет до 1% (США, страны Совета Европы, Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия) в развитых странах и до 50% (Индонезия, Кения, Перу, Ангола, Колумбия, Нигерия, Филиппины) в развивающихся странах.

При действующей системе государственного контроля и существующем потенциале исследовательских лабораторий Росздравнадзором за 2007 год было выявлено и изъято из обращения 58 наименований 146 серий фальсифицированных готовых лекарственных препаратов, что составило 0,07 % от общего количества серий, находящихся в обращении. В то же время эксперты предполагают присутствие фальсификатов на российском рынке в объеме до 5%.

Следует отметить, что несовершенство существующей нормативно-правовой базы, определяющей неадекватную степень наказания за производство и реализацию фальсифицированных лекарственных средств, не позволяет существенно повлиять на ситуацию.

Отсутствуют: прямая норма закона, предусматривающая ответственность за производство и обращение фальсифицированных лекарственных средств; дифференциация ответственности в зависимости от тяжести преступления, ответственность за неоднократные нарушения в сфере обращения лекарственных средств; ответственность за применение фальсифицированных лекарственных средств в медицинских учреждениях.

Необходимо внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный Кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты.

В целом анализ структуры выявленных фальсифицированных препаратов позволяет сделать выводы, что наиболее часто подделываются безрецептурные препараты, находящиеся в среднем ценовом секторе и пользующиеся большим спросом у населения.

В последнее время качественно изменилась структура ассортимента лекарственных средств, в обращение поступают инновационные препараты как российского, так и импортного производства (генноинженерные, биотехнологические и пр.), при этом лабораторная база остается на прежнем уровне, и не позволяет в полной мере в приемлемые сроки проводить экспертизу качества препаратов.

Достижения науки и технологий в медицине сформировали потребность в развитии лабораторных комплексов, оснащенность которых позволит в полном объеме контролировать качество высокотехнологичных препаратов, рекомбинантных и медицинских иммунобиологических препаратов.

Защита фармацевтического рынка от некачественных и фальсифицированных препаратов возможна при условии организации современных контрольных лабораторий с высоким техническим потенциалом.

Масштабы страны, разнообразие климатических зон, а также объемы медицинской продукции, находящейся в обращении, определяют цели создания в Центральном, Южном, Северо-западном, Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах Российской Федерации лабораторий по контролю качества лекарственных средств, способных осуществить адекватный и компетентный контроль широкого спектра лекарственных средств и медицинских иммунобиологических препаратов.

Для отечественных производителей лекарственных средств важным фактором является наличие испытательных лабораторий в каждом из Федеральных округов, позволяющих без дополнительных затрат проводить испытания выпускаемой продукции.

Росздравнадзор считает необходимым создание испытательных лабораторий, находящихся в ведомстве Росздравнадзора, в каждом федеральном округе (всего 7 лабораторий), оснащенных по единым стандартам, функционирующим на единой методологической основе и подчиненным государственному регуляторному органу, с учетом создания в двух лабораториях дополнительных подразделений по контролю качества МИБП (Центральный и Сибирский ФО).

Создание таких лабораторий позволит организовать в рамках государственного контроля экспертизу качества лекарственных средств в полном масштабе в оптовом и розничном секторах торговли, увеличить объем государственного контроля до 10% от общего количества серий лекарственных средств, находящихся в обращении, что примерно составит 16,1 тыс. экспертиз в год.

Исходя из вышеизложенного, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предлагает следующую Систему государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации:

 

Система государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств

 

I этап. Регистрация лекарственного средства.


 

1. Оценка безопасности лекарственного средства путем анализа представленных результатов доклинических исследований.

2. Оценка эффективности лекарственного средства представляется путем анализа результатов клинических исследований и сопоставление их с заявленными в инструкции по медицинскому применению. Утверждение инструкции по медицинскому применению;

3. Оценка воспроизводимости методик, оценка качества лекарственного средства на опытных (лабораторных) образцах назначенной экспертной лабораторией (с учетом профиля лекарственного средства). Утверждение нормативной документации на лекарственное средство;

4. Инспектирование (аудит) государственным инспектором производственной площадки с оценкой возможности производства на данной площадке заявленного к регистрации лекарственного средства стабильного качества, а также оценка условий производства и контроля качества (технология, производственная площадка, кадры и пр.) требованиям международных стандартов (GMP). Выдача Росздравнадзором заключения о соответствии производства установленным требованиям;

5. Регистрация лекарственного средства на основания заключений, сделанных по пп. 1-4.

II этап.  Производство лекарственных средств и их обращение на рынке


1. Оценка качества лекарственного средства, производимого в промышленном масштабе (государственный предварительный контроль), проводится испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке и уполномоченными Росздравнадзором на проведение экспертизы качества лекарственных средств в рамках предварительного государственного контроля. Осуществляется для впервые ввозимых на территорию РФ, впервые производимых на территории РФ, и выпускаемых по измененной технологии лекарственных средств.

2. Оценка качества лекарственных средств, находящихся в обращении (государственный выборочный контроль). Проводится испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке и уполномоченными Росздравнадзором на проведение экспертизы качества лекарственных средств в рамках выборочного государственного контроля. Осуществляется для всех лекарственных средств, находящихся в обращении в объеме, рассчитываемом в процентах от общего объема серий, поступающих в обращение, в зависимости от степени риска, которое данное лекарственное средство при ухудшении качества может нанести здоровью и жизни потребителя.

3. Проведение государственными инспекторами плановых инспекций производственных площадок, на которых производятся зарегистрированные лекарственные средства, на соответствие лицензионным требованиям и условиям (не чаще 1 раза в 2 года) и проведение внеплановых инспекционных проверок (частота проверок не ограничивается) в случае выявления ухудшения качества  продукции и/или получения информации о нарушении лицензионных требований и условий.

4. Проведение государственными инспекторами плановых инспекций организаций, осуществляющих оптовую торговлю лекарственными средствами, на соответствие лицензионным требованиям и условиям (не чаще 1 раза в 2 года) и проведение внеплановых инспекционных проверок (частота проверок не ограничивается) в случае получения информации о нарушении лицензионных требований и условий.

5. Проведение государственными инспекторами внеплановых инспекционных проверок (частота проверок не ограничивается) в случае получения информации о нарушении правил розничной торговли лекарственными средствами. (Лицензирование розничной торговли лекарственными средствами в настоящее время передано в субъекты Федерации).

6. Сбор и обобщение данных, поступающих из лечебно-профилактических учреждений, потребителей и других источников о выявлении неэффективности применения лекарственного средства по установленным показаниям, а также нежелательных побочных реакциях зарегистрированных лекарственных средств. Составление  отчетов по фармаконадзору. Принятие решений об изменении статуса регистрации и/или показаний к применению зарегистрированного лекарственного средства.

 

4. Мероприятия и ресурсы, необходимые для осуществления Концепции


1. Создание Управления в структуре Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в количестве 34 человек, осуществляющего инспекционные проверки организаций-производителей лекарственных средств на стадиях предрегистрационного аудита, допуска и обращения лекарственных средств на рынке, а также организаций оптовой и розничной торговли.

         2. Обучение инспекторов в соответствии с международными требованиями с привлечением обучающих специалистов в рамках программ, поддерживаемых ВОЗ и PIC/S.

         3. Создание сети из 7 испытательных лабораторий по контролю качества лекарственных средств в Федеральных округах Российской Федерации.

Создание 7 лабораторий, оснащенных всем необходимым оборудованием, включая 2 лаборатории контроля качества медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП), позволит осуществлять контроль как обычных лекарственных препаратов, выпускаемых на рынок, так и высокотехнологических препаратов и МИБП, которые контролируются недостаточно из-за отсутствия необходимого современного оборудования в функционирующих испытательных лабораториях. В настоящее время контроль МИБП осуществляется только одной испытательной лабораторией.

Кроме того, эти лаборатории позволят увеличить объем выполняемой экспертизы в рамках выборочного государственного контроля, который для осуществления действенного контроля над рынком должен по международному опыту составлять не менее 10% от всего объема выпускаемых серий.

         На базе существующих региональных лабораторий организовать использование новых технологий для экспресс-анализа лекарственных средств неразрушающими методами, поступающих в регионы, с целью идентификации их подлинности, что повысит выявляемость недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

         4. Использование дополнительных ресурсов. Необходимо заложить в структуру системы ресурсы организаций, обладающих научным и кадровым потенциалом (научно-исследовательские институты, научные центры и саморегулирующиеся организации) в части проведения различных экспертиз, разработки методических документов и рекомендаций, подготовки специалистов.

         5. Распределение финансовых затрат при осуществлении экспертизы качества между заявителями и государственными экспертными организациями в рамках всех видов государственного контроля.

         В настоящее время в Российской Федерации отсутствует бюджетное финансирование экспертизы качества лекарственных средств в рамках организации государственного контроля. Вследствие этого, отсутствует выборочный государственный контроль в розничном секторе рынка.

 

 

 

III. Заключительные положения


 

Реализация предложенной Системы будет способствовать:

1. Гармонизации системы государственного контроля качества лекарственных средств с международной практикой, доказавшей эффективность в борьбе с недоброкачественными и фальсифицированными лекарственными средствами.

2. Организации действенного государственного контроля лекарственных средств во всех секторах рынка, направленного на обеспечение безопасности потребляемой продукции.

3. Увеличению объема контролируемых серий лекарственных средств, что обеспечит выявляемость недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

4. Сокращению сроков вывода лекарственных препаратов в обращение путем сокращения сроков проведения экспертизы.

5. Повышению уровня лабораторно-экспертной базы, соответствующей развитию науки и технологий.

 

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Ссылка: http://www.roszdravnadzor.ru/about/news

Оцените, пожалуйста, эту новость:

  • Рейтинг3.0101078167116/5 Звезд
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Rambler's Top100
Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2012. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0037 s Query count: 2 Total time:0.0625 s Source: cache