Опасное неведение

14.11.2011

Новые законы в сфере здравоохранения существенно ограничили  фармкомпаниям возможность доводить до врачей информацию о своих новых  препаратах. Конечно, когда врач чуть не треть своего рабочего времени  тратит на общение с представителями компаний, это недопустимо. Но в то же  время в стране нет государственной системы официального доведения новой  информации до врачей.       

В прежние времена при всех главных аптечных управлениях были комитеты  информации, в крупных больницах - кабинеты информации,  провизоры-информаторы, которые доводили информацию о новых препаратах. Так  что, с одной стороны, нельзя не сказать спасибо фармкомпаниям за  информирование врачей. С другой стороны, произошел явный перекос,  медпредставители буквально стояли в очередь в больницах и поликлиниках, и в  ответ государство приняло ограничительные меры. Но вопрос о том, кто будет  информировать врачей, остался открытым. Он никак не прописан и в только что  принятом Законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Если система  здравоохранения пойдет на полный запрет общения врачей с бизнесом, ничего  хорошего не будет, это отбросит нас назад.       

Решать проблему можно на нескольких уровнях. Во-первых, в рамках  системы повышения квалификации врачей. Во-вторых, главврач учреждения в  нерабочее время может регулярно проводить информационные семинары с  приглашением представителей нескольких компаний, чтобы не было лоббирования  какой-то одной.       

Но у запрета есть и другая сторона. Теперь фармкомпании начали  значительно больше сотрудничать с аптечными сетями, количество контрактов  на продвижение новых препаратов за этот год резко выросло. Продвижение -  это размещение рекламных материалов, промоакции, приоритетная выкладка  товаров на аптечных полках и т.п. Несомненно, в соглашениях должен быть  информационный компонент: доводить новую информацию о препаратах до  провизоров и фармацевтов не менее важно, чем до врачей. Ведь по приказу  минздравсоцразвития аптечный работник имеет право предлагать покупателям  препараты-синонимы, информировать их о правилах, режиме, способе приема и  др. Но важно, чтобы это ни в коем случае не были соглашения об увеличении  продаж. Опасность я вижу в том, что аптечный бизнес по большей части  принадлежит непрофессионалам, а они ориентированы не на социальную роль  фармации, а на получение максимальной прибыли.

Роза Ягудина, завкафедрой организации лекарственного обеспечения и  фармакоэкономики Первого МГМУ им. Сеченова      

Источник: Российская газета, №250 от 08.11.2011.

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет, Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины. © 2007-2017. При использовании материалов сcылка на кафедру клинической фармакологии и доказательной медицины обязательна.
Query time: 0.0059 s Query count: 17 Total time:0.1150 s Source: database